Автор: Ярик Шиманский
Этот стиль, называемый иногда на западе синъицюань Дай Лунбана, был создан в клане Дай, проживавшем в уезде Ци, северной китайской провинции Шаньси. Самым известным мастером стиля является Дай Лунбан, который добавил в семейный стиль синьицюань от Цао Цзиу и стиль богомола от учителя Цзинь Шикуя.
(Некоторые исследователи боевых искусств утверждают, что Цао Цзиу не только не был учителем Дай Лунбана, но и вообще не имел никакого отношения к синьицюань. Версия о нем, как учителе Дай Лунбана, происходит из-за книги, называющейся «Лю Хэ Цюань Сюй», чье авторство приписывается Дай Лунбану. Однако, в этом тексте не указано авторство и нет никаких доказательств, что он был написан именно Дай Лунбаном. В то время, как большинство практикующих считают «Введение» документом большой исторической ценности, все больше и больше исследователей начинают сомневаться в его подлинности. Некоторые из историков даже утверждают, что это подделка, сделанная в Шаньси в конце 19-го века. )
Говорится, что кроме искусства учителя Ли Чжэна, Дай изучали стиль богомола от учителя Цзинь Шикуя. Сегодня изучающие синьицюань семьи Дай практикуют Десять Больших Форм Животных (Ши Да Син) Ли Чжэна, четыре дорожки богомола (Цза Ши) от учителя Цзинь Шикуя и Кулак Пяти Первоэлементов (У Син Цюань), который, как считается, идет из старого семейного стиля.
Хотя все это проверить сейчас уже невозможно, но является фактом, что в некоторых линиях передачи синьицюань семьи Дай не принято тратить много времени на изучения Цза Ши, и есть даже линии передачи, где отказываются изучать Десять Больших Форм Животных и сосредотачивают все внимание на У Син.
Существует несколько любопытных версий о происхождении синьицюань. Согласно одной из них, стиль Ли Чжэна ведет свое происхождение от легендарного героя, полководца династии Сун Юэ Фэя. Рукопись Юэ Фэя была найдена через 500 лет после его смерти Цзи Лунфэном в горах Чжуннань, в провинции Шэньси. Цзи, являвшийся известным мастером копья, переложил технику копья на безоружный бой, используя принципы, излагавшиеся в рукописи. Позднее он передал синьилюхэцюань Ма Сюэли, мусульманину из провинции Хэнань (учителю Ли Чжэна).
Та часть истории, где рассказывается, как Цзи Лунфэн нашел рукопись и создал стиль на основе своих навыков работы с копьем, — также не имеет подтверждений, как и то, что Цзи Лунфэн передал это Ма Сюэли. Хотя Ма Сюэли был родом из Лояна в провинции Хэнань, практики синьицюань в этом городе узнали о том, что он учился у Цзи Лунфэна лишь несколько лет назад, из статей Хуана Синьмина. Вместе с тем, потомки Ма Сюэли, которые до сих пор живут в Лояне, говорят, что он учился у неизвестного странствующего мастера.
История стиля до Дай Лунбана не менее запутана, чем передача стиля после него. Как уже говорилось, нет четкой картины о том, как синьицюань преобразился в синъицюань, — мы не знаем, кто был учителем Ли Лаонэна, и чему на самом деле он у него научился. История синъицюань после Ли Лаонэна известна достаточно хорошо. Однако технически, синьицюань и синъицюань очень сильно отличаются друг от друга.
У Дай Лунбана было два сына: старший Дай Вэньсюн (также известный, как Да Люй — «Большой Люй») и младший, Дай Вэньсюнь (Эр Люй — «Второй Люй»). Вэньсюн умер достаточно рано, его поймали и сожгли заживо бандиты. Из-за этого трагического события Дай Лунбан принял решение учить искусству только внутри семьи. Вэньсюнь передал стиль своему сыну Учану и племяннику Ляндуну.
Как уже говорилось, синьицюань семьи Дай и синъицюань очень сильно отличаются. В большинстве случаев, сходство заключается только в названиях ряда форм, в то время как их исполнение сильно различаются. Теория стилей может считаться общей только с большой натяжкой. Как заметил Ли Вэньбинь (ученик Шана Юньсяна) ортодоксальная теоретическая база синьи не может быть применена к синъицюань.