Автор блога http://wulinmingshi.com/ и его друзья из Великобритании совершили путешествие в Китай, Шаньси, посетив ряд известных мастеров. Частью этой поездки стало посещения округа Цисянь и встреча с некоторыми из практиков Дайши синьицюань. Предлагаем перевод путевых заметок с этой поездки.
Любой человек, который изучал историю синъицюань (形意拳), знает, что этот стиль произошел от стиля Дай синьицюань (戴氏心意拳). Традиционно практики стиля Дай были чрезвычайно консервативны в части демонстрации своего искусства или преподавания его людям не из семьи. Поэтому очень сложно было разобраться с тем, что же именно пришло из старого стиля в синъи. Однако, в последние 10-15 лет ситуация изменилась благодаря открытости некоторых учителей, таких как Ван Инхай и Го Цзинган, и усилиям таких исследователей, как Ярек Шиманский. Количество материалов о синьицюань семьи Дай увеличилось.
Таким образом, во время нашей поездки в Шаньси мы не могли упустить возможность посетить некоторых мастеров стиля Дай, тем более, что Цисянь, дом стиля Дай, находится всего в часе езды от Тайгу.
Ключевой фигурой в новейшей истории синьицюань стиля Дай является Дай Куй, ставший первым мастером, начавшим учить и людей не из семьи Дай. У Дай Куя было более десяти учеников, как в Цисяне, так и в Батоу (Внутренняя Монголия), где он прожил несколько лет. Среди самых известных его учеников можно вспомнить таких мастеров, как Юэ Гуйнин, Ван Инхай, Ма Эрню, Дуань Сифу. Почти все нынешние учителя стиля Дай, являются учениками одного из них.
Первым учителем, которого мы посетили, стал Го Цзинган. Го Цзинган является учеником Юэ Гуйнина (одного из главных учеников Дай Куя в Цисяне). Го лаоши опубликовал несколько книг и выпустил учебные диски по стилю Дай. Он любезно принял нас в своем доме, который располагается в самом центре Цисянь. Неподалеку находится и его угуань (зал для занятий), который он открыл вместе со своим сыном. Он подробно рассказал нам об истории стиля, а также был очень открытым в вопросах по практие. Он даже показал нам некоторые основы позиции Сидящей на корточках обезьяны (дунхоуши), которая является фундаментальной основой в овладении стилем Дай. Вместе со своим сыном и некоторыми другими своими учениками он дал нам урок по дунхоуши.
Нашим вторым визитом было посещение учителя Дуань Тяньлиня, который учился у своего дяди, Дуаня Сифу. Дуань лаоши живет в сельской местности, довольно далеко от центра Цисяня, в деревенском доме с высокими стенами, традиционном жилище Северного Китая. Когда входишь во внутренний двор, огороженный с четырех сторон стенами, становиться легко понять старую поговорку: «Все слышали о стиле Дай, но никто его не видел».
С г-м Дуань мы говорили больше о различиях между стилем Дай и современным синъи. Дуань Тяньлинь сделал несколько проницательных комментариев относительно того, откуда взялись некоторые элементы в синъицюань. Например, он считает, что паоцюань в синъи произошел от техники Шэ Цюши в стиле Дай (射球势, «удар по мячу»). Также нам стало очевидно, что между Чжашичуй стиля Дай и Чжашичуй в синъицюань практически нет ничего общего. Так что представляется более вероятным, что Чжашичуй синъицюань был создан Ли Лонэном на основе Усин синъицюань и других техник этого стиля. Г-н Дуань оказался настолько любезным, что показал нам несколько вариантов применения формы Тигра (Хусин) стиля Дай, формы Паоцюань и некоторых других. В свои 76-лет Дуань Тяньлинь находится в отличной физической форме, и является живым свидетельством ценности его стиля для сохранения здоровья.
Лично для меня самым интересным визитом стало посещение мастера стиля Дай по имени Му Цзиньцяо. Он принадлежит к линии передачи стиля идущей не от Дай Куя, а от его двоюродного брата Дай Хунсюна (戴宏勋). Его непосредственным учителем был Дуань Сянь (段仙). К сожалению, Му лаоши оказался достаточно консервативен и не разрешил нам делать фото или видео его или его учеников (он изображен на фотографии из Интернета ниже).
Некоторые из моментов, показанных и рассказанных Му лаоши, оказались для меня совершенно новыми, мне не доводилось видеть их в других книгах или видео по Дай. Так например он подтвердил, что Дай Гуйлань, дочь Дай Хунсюна, тоже практиковала синьицюань стиля Дай. Му называл ее шигу (тетя по стилю) и рассказал, что она оставалась здоровой и полной сил даже в 90 лет, и только в 96 лет, после неудачного падения, стала ходить с палочкой (в этом году ей исполнилось 101 год!).
Один из технических элементов, отличающих учебную программу в линии Му, это отдельный комплекс яншэн, называемый фушань цюань. В комплекс входят 9 движений, каждое из которых выполняется 9 раз (в общей сложности, 81 движение). Две ученицы Му лаоши показали нам начальные движения фушань цюань. Эти движения основывались на выраженных наклонах/прогибаниях спины и провороте даньтяня (фан даньтянь), характерного для стиля Дай.
Му рассказал о том, что первоначально семья Дай практиковала стиль, называемый ицюань (意拳), совершенно не связанный с тем ицюанем, что известен сегодня и происходит от Ван Сянчжая. Дай Тинши (戴廷轼), живший в конце 1600-х годов (ранняя династия Цин), был хорошим другом местного эрудита по имени Фу Шань (山山), который научил его набору упражнений, которые позже вошли в семейное искусство Дай, как фушань цюань. Два поколения спустя Дай Лунбан провел много лет в Хэнане, работая там охранником караванов (бяоши). Именно он и привнес в семейный стиль Дай технику из синьи люхэ. Дай Лунбан также добавил и технику стиля богомола от учителя Цзинь Шикуя (金世魁). Все три мастера, которых мы посетили подтвердили, что основа чжа ши (дорожек богомола) в стиле Дай основана в основном на знаниях, полученных от этого учителя.
Г-н Му подтвердил, что в стиле Дай нет каких-либо парных форм, но есть практика толкающих рук, в ходе которой каждый из участников может сделать выброс силы и опрокинуть противника. Он позволил нам прочувствовать его фацзинь, — как и многие опытные мастера внутренних стилей он чрезвычайно укоренен, а сила его исходит из даньтянь. Его низ живота подобен надувающейся шине, и он смог легко отбросить меня на три фута к стене.
В целом, это был очень плодотворный визит, но он вызвал больше вопросов, чем дал ответов. Для стало очевидным, что многие из форм и движений в современном синъицюань не имеют непосредственной связи со своим прародителем, Дай синьи. Например, современные формы Кулака Пяти Первоэлементов (Усинцюань) в синъи, совсем не похожи на Усинцюань в стиле Дай. Еще очень много вопросов требуют своего исследования, и я призываю своих читателей побывать в этих местах, если им представиться такая возможность.