Гао Шенчжень

Гао Шенчжень

Дайшисиньицюань является кулачным источником Синьи и Синъицюань народов Шаньси и Хэбей, является кристаллизацией искусства, передаваемого сердцем через поколения кулачных учителей. Гао Шенчжень является представителем пятого поколения Дайшисиньицюань, некогда сделавший много для распространения и развития воинское искусство школы, отдавая все свои силы. В память об Учителе и в пример будущим поколениям мы хотим рассказать о жизненном пути Наставника Гао Шеньчженя.

Гао Шеньчжень, житель деревни Лу в Цисянь, родился 8 октября 1895 года. Весной 1910 года Учитель в четвертом поколении Дайшисиньицюань Дай Куй остановился на ночлег в деревне Лу. Прослышав об этом Гао Шенчжень направился к месту ночлега Учителя Дай Куй, преклонил колени и искренне стал просить Учителя Дай Куя взять его в ученики.

Учитель Дай Куй оценил увиденную на лице ребенка искренность, однако брать официально в ученики — он был в затруднении. Хотя и говорили, что он преподавал некоторые искусство кулака в семье Чень и другим людям вне семьи, но он никого не принимал в официальные ученики, обучая только в общих чертах. Он долго обдумывал, видел талант для воинского искусства в Гао Шенчжене, тогда он решил сломать традицию Дайшисиньицюань, требующую «обучать внутри, не обучать вовне», решив взять этого внешнего человека в дицзы, проведя официальное принятие в доме семьи Лу деревни Лу. Гао Шенчженю как раз исполнилось 16 лет.

Гао Шенчжень
(Здесь следует некоторое преувеличение, дело в том что в эти годы был еще жив отец Дай Куя- Дай Ляндун (умер в 1915 году), поэтому Дай Куй не мог брать официальных учеников (в Дайшицюань есть правило, пока жив учитель — нельзя брать официальных учеников (дицзы, туди)). Тем более не из семьи. Лаоши Ван Гоань, так же начавший практиковать в это время, рассказывал что Дай Куй требовал тайны в обучении. Никто не мог знать, что он кого-то учит. Это не касалось обучениям отдельным дисциплинам, ибо было просто заработком. Но передача школы была закрыта. Поэтому, это скорее посфактум, признание было проведено позже.- прим. ред.)
Обучаясь у Учителя Дай Куя, Гао Шенчжень очень быстро осваивал основы цюаньшу, оружие, тренировал внешнюю и внутреннюю работу на высоком уровне, среди многих дицзы Учитель очень ценил его. Учитель Дай Куй однажды сказал ученикам, прогресс в воинской работе Гао Шенчженя потому такой быстрый, потому что он творчески изучает методы не стесняясь расспрашивать и превосходит людей в упорстве тренировки духа, воплощая в жизни принцип Дайшисиньицюань, называемый четырьмя иероглифами передачи искусства – «Изучать творчески тренироваться упорно».

1920 год, Гао Шенчжень и члены семьи договорились, получив согласие Учителя, отправить его на Восток. В период жизни на северо-востоке Гао Шеньчжень устроился на работу на пристань, очень быстро его навык воинского искусства стал известен в районе Даньдун. Через некоторое время его порекомендовали как телохранителя, в тоже время он начал путь преподавателя воинского искусства, в Даньдуне, Инкоу, Бэньси и других местах у него было более 10 учеников.

Под влиянием своего друга Чень Юньдяо он отправился в Шеньян преподавать Дайшисиньицюань. Учитель Гао Шенчжень передавая воинское искусство строго соблюдал правило «Три передавать три не передавать», а именно: почитающим родителей, уважающих старших, преданным и искренним можно передавать; имеющим твердость имеющим мягкость можно передавать; сообразительным можно передавать; проявляющим глупость нельзя преподавать; бандитам нельзя преподавать; не имеющих справедливости нельзя преподавать. Он всю жизнь придерживался этого правила, постоянно говоря, что лучше утерять, чем передать кому попало. В бытность службы телохранителем он часто помогал попавшим в опасность или трудное положение, помогал семье отсылая домой деньги и давая беднякам, получив прозвище «благотворитель» в среде Улинь Гуандуна.

(То же самое, — вряд ли он обучал школе и открыто преподавал. Это не в духе дайшицюань и против правил. Тем более, что на данный момент вся передача от Гао Шенчженя сосредоточена в семье Чжао. Т.е скорее всего у Гао было всего 10 учеников за все время, получивших полное знание школы, — прим. ред.)

Летом 1927 года Гао Шенчжень сопровождал на корабле партию леса, он очень рассердился на негодяя, оскорбившего женщину из хорошей семьи, проявив свое мастерство, но превысил меру и убил негодяя, укрываясь от наказания он вернулся в родные места, ему было 32 года. Вернувшись домой он увидел Учителя, Учитель Дай Куй перед лицом других дицзы похвалил его за проявленное достоинство и мастерство.

В 1928 году Гао Шенчжен живя в родной деревне Лу открыл небольшой придорожный ресторанчик, в этих местах Учитель Дай Куй так же успешно преподавал дицзы воинское искусство. Днем Гао Шенчжень занимался торговлей, вечерами под руководством Учителя продолжал тренировать искусство.

(На мой взгляд, обучение Гао Шенчженя в 1911 году было выборочное, не полное. И только после его возвращения он продолжил обучение. — прим. ред.)

1941 год, по рекомендации младшего сына семьи Лу (Лу был в восьмой армии, расквартированной в Цисянь и окрестностях), был тайно приглашен для преподавания кулачных методов бойцам. В то время в деревне Лу не было опорного пункта войск и Гао, с помощью родственников, отправлялся в лагерь восьмой армии, где преподавал Синьи саньшоу, методы работы с дао. Позже эти солдаты сформировали спецгруппу и группу диверсантов, много раз участвовавших в сражении и наносивших большой урон противнику.

1951 год, Учитель Дай Куй умер, в то время стали появляться разговоры, что в Дайшисиньицюань не осталось достойных наследников. Чтобы установить истину, школа Чэцзясиньицюань из Тайгу, провинции Шаньси, неоднократно приглашала представителей Дайшисиньицюань. Гао Шенчжен и его Угун братья Юань Дэшен, Юэ Гуйнин отправились в Тайгу для сравнения воинского искусства с Бу Сюэкуанем и его Угун братьями. Бу Сюэкуань одобрительно отозвался о воинском искусстве Гао Шеньчженя, после чего эти двое стали друзьями, договорившись в будущем поддерживать дружбу и обмениваться знаниями.

(Мы спрашивали у Учителя по поводу этой встречи с Чецзясиньицюань, он никогда не слышал что бы Юэ Гуйнин ходил на такую. А вот Дай Куй ходил, когда некоторые представители угун стали говорить что в семье Дай не может быть никакого воинского искусства, ибо что может создать богач и насколько это может быть эффективно. Дай Куй показал что и как., — прим. ред.)

Гао Шеньчжен всю жизнь придерживался наставлений учителя: « Не устраивать публичных представлений, продавая искусство, не создавать новых школ, каждый человек школы синьицюань стремится только лишь к овладению глубоким навыком Синьи», целиком посвящая силы для изучения и развития воинского искусства этой школы. Его «метод палки обертывающего дракона», «Паук плетущий сеть» являются драгоценностью Улинь, он провозглашал «Искусство боя для защиты, в практике опираться на истинное намерение» вызвавшее большой резонанс в среде учителей Угун.

Во время обучения, когда ученики просили прежде всего дать понимание, он отказывал от такого вида практики, он говорил что такой способ обучения подобен смерти. Он постоянно говорил «Кулак легко изучать, способность трудно приобрести, кулак подстраивать к человеку – не приобрести способностей, человек подстраивается под кулак – способности естественно приобретаются», для того, что бы наставлять дицзы изучать творчески, применять гибко, что суть истинного понимания «опирается на сущность истинного намерения». В изложении основ нейгун школы он акцентировал: «Внутреннее усилие зависит от совершенствования в тренировке, переворот – вращение опирается на Небо и Землю», требовал от дицзы сердечное намерение направить на постепенное и планомерное движение вперед, нельзя делать то, что не по силам (к чему не готов), нельзя быть торопливым.

Когда же он слышал рассуждения что, вот это непревзойденное умение в Угун, а это нет, он только усмехался, говоря «Угун Поднебесной является одной семьей, одна семья Угун является созданной человеком(людьми), люди не имеют превосходства (друг над другом, не отличаются друг от друга), в чем тогда логика что Угун имеет превосходства?» и цитировал «Все сущее имеет принцип порождения и преодоления, этот принцип пронзает все, что мы делаем» чтобы прекратить заблуждения дицзы, гворивших « Эта связка кулака примитивна, а это таолу исключительно».

В октябре 1953 года, Гао Шенчжень получил приглашение от национального института Гошу Тайюань и общества учителей Угун, представить в Тайюань Дайшисиньицюань. В то время некоторые представители школ называли методы рук Дайшисиньицюань замечательными, методы ног неуклюжими, поэтому Гао Шенчжень специально стал демонстрировать методы ног школы, одновременно рассказывая «Методы атаки руками искусны, основа методов в оригинальном шаге» и демонстрируя мастерство применения в поединке. Обмениваясь мнениями о методе ног с Учителями двух школ, Длинного кулака и Тайцзицюань, демонстрировал методы атаки ногами школы «Начиная с высокого ударять низко, начиная низко ударять высоко». Демонстрация этого была помещена на главной странице газет, посвященных празднованию в национальном институте Гошу Тайюань.
Кроме глубокого изучения и развития воинского искусства Гао Шеньчжень так же занимался лечением и изготовлением лекарств, помогая как простому народу, так и людям Улинь, полностью применяя свои способности.

28 ноября 1972 года Гао Шенчжень уснул и не проснулся, ему было 75 лет. В празднование 100 лет со дня его рождения в родной деревне Гао Шенчженя была установлена мемориальная стела с надписью «Великому учителю Гао Шенчженю от молодого поколения».

(В статье использованы факты, рассказанные сыном Гао Шенчженя – Гао Сицюанем, дицзы Чжао Ихаем, Чжао Шоуюнем и другими. Мне повезло, еще до встречи с Учителем Янь, немного познакомится с направлением Гао. То и как они изучают (как это особенно выглядит), наиболее близко к тому как учит наш Учитель. Так что скорее всего Гао так же один из первых учеников Дай Куя, как и Ван Гоань, — прим. ред.)