Тянь Жувэнь

Первая встреча со стилем Дай синьицюань (Тянь Жувэнь)

В последнее время, по совету моего друга Донга, я добрался до места. которое долго хотел посетить, — деревня Сяои (Xiaoyi) во владениях семьи Ци, места, где Дай Куй, великий мастер стиля Дай синьицюань жил в своей старости. Я навещал Тианя Жувэня, прямого наследника искусства Дай. В деревне Сяои, я не только испытал искренность, доброту и гостеприимство людей Шаньси, но так же и познакомился с внешне простым стилем Дай синьицюань.

Кратко о шифу Тянь Жувэне: Тянь Жувэню 71 год, рост 1 метр 60 см, скорее худощавого телосложения, и настолько обычный, что вам никогда бы не пришло в голову, что он мастер боевых искусств. В тот момент, когда вы вступаете с ним в контакт, — вы понимаете, что он не обычный старый человек, когда он продемонстрировал усилие, которое проводит ци из даньтяня, — я ничего не мог с ним сделать. Дай Куй провел свои позднии годы в доме Тянь Цзююаня (Tian Jiuyuan)(отца Тяня Жувэня), Дай Куй и Тянь Жувэнь спали на одном канге (нагретая кровать, распространенная в северном Китае), и Тянь Жувэнь получил от Дай Куя истинную передачу даньтянь гуна. Тянь Жувэнь практиковал синьицюань каждый день в течении многих десятилетий. Сила, приобретенная за эти годы, способна отбросить человека в полет, стоит только соприкоснуться с ним руками. Его даньтянь гун и усилие сжатия-расширения более чем убедили меня. Хотя я посетил многих учителей боевых искусств, я никогда не видел раньше такой работы даньтяня.

Сила, приобретенная за эти годы, способна отбросить человека в полет, стоит только соприкоснуться с ним руками. Его даньтянь гун и усилие сжатия-расширения более чем убедили меня. Хотя я посетил многих учителей боевых искусств, я никогда не видел раньше такой работы даньтяня.

Первое знакомство с даньтяньгун и усилием Шу-Чжань Дайцзяцюань.

Тем вечером, после обеда, мы попросили его продемонстрировать сходства и различия между стилем Дай синьи и синъицюань. Сначала, один из учеников Тянь Жувэня показал 4 дорожки (сыба) и 5 элементов (у-син), и потом сам тянь Жувэнь продемонстрировал выпуск усилия даньтянь. Тянь Жувэнь принял положение Шу (сжатие), в то в ремя как я встал в позицию сантиши и положил руку на место между грудью и вершиной живота Тяня Жувэня (вершина шара даньтяня).

Тянь Жувэнь показал усилие Чжань (расширение), лишив меня опоры и бросив на кровать. Тогда я попробовал еще несколько раз, пытаясь укорениться, но каждый ракз результат был тот же самый. Его выпуск усилия даньтянь походил на то, словно ты отброшен вращающимся шаром, я никогда раньше не видел никого похожего на него. Впоследствии, Тянь Жувень подробно объяснил вращение даньтянь, сжимаясь и расширяясь, и даже позволил мне положить руку на тело и почувствовать это движение.

В прошлом, очень немногие мастера позволяли своим ученикам, не говоря уже о посторонних людях, дать почувствовать измения в их теле в момент выпуска усилия (фацзинь). Я чувствовал себя счастливчиком, что смог испытать удивительный выпуск усилия даньтянь стиля Дай синьи, благодаря открытости Тянь Жувэня.

Тянь Жувэнь в начальном положении Пицюань
Тянь Жувэнь в начальном положении Пицюань
Я только вздыхал и восторженно слушал о том, как можно посредством выпуска усилия даньтянь ударить человека, используя только сжатие-расширение.

Это было тем более замечательным, учитывая разницу в размерах между мной и Тянь Жувэнем (мой рост 1м 80 см, вешу 100 кг и практиковал синъицюань много лет).

Нюансы раздичий между 5 элементами стиля Дай и 5 элементами синъицюань

Тянь Жувэнь
Свидетельство о единственных соревнованиях, в которых когда-либо принимал участие тянь Жувэень (Государственное свидетельство о том, что он выиграл туйшоу по стилю Дай синьицюань, в весе до 70 кг, как в разделе соревнований саньда/туйшоу стиля Дай. Соревнования проходили в уезду Ци в 2007 г.)
Позже я продемонстрировал 5 элементов синъицюань, а ученики Тянь Жувэня так же показали некоторые элементы синьи Тайгу. Есть определенное различие между 5 элементами стиля Дай и синъи. Если посмотреть на песенные наставления стиля, то они выглядят простыми и похожи на подобные же из синъицюань. Но с точки зрения методов выпуска усилия и особенностей исполнения — два стиля очень отличаются. Ниже я прилагаю песенные наставления стиля Дай для 5 элементов, и читатели могут при желании обдумать их и понять, что значение их глубоко:

— Пицюань похож на топор и связывается с Металлом, но это не топор, его движение подобно тому, как подбирать и нести поднос

— Цзюаньцюань подобен уклонению и ассоциируется с Водой, но это не уклонение. Его усилие подобно разрушению горы

— Бенцюань похож на стрелу, и связывается с Деревом, но это не стрела, его усилие похоже на лодку на гребне волн

— Паоцюань похож на пушку и связан с Огнем, но это не пушка, его усилие похоже на то, как волны ударяют в берега реки

— Хенцюань похож на пулю и связан с Землей (Почвой), но это не пуля, его усилие похоже на плуг, рассекающий почву

Дай стиль синьицюань — не только стиль ведения боя, это искусство, истинную передачу можно получить только от мудрого учителя.

Той ночью я спал в доме ученика Тянь Жувэня Гэнгзи (Gangzi)(прозвище). После того, как я проводил всех посетителей, мы вместе с Гэнгзи, Донгом и Боуэном проговорили о наших боевых искусствах до полуночи. Эти три брата кунфу увлечены синьицюань стиля Дай, они одинаково глубоко проникают в суть синьи, проверяют выпуск силы друг на друге, я им завидовал. В их представлении, стиль Дай синьи является не только стилем боя, но и искусством. Во время наших обсуждений, Боуэн убеждал меня использовать возможность изучить стиль Дай. На следующий день я решил распросить Тянь Жувэня о методах обучения в стиле Дай.

На следующее утро Гангзи уехал от нас преподавать боевые искусства, и Донг и я пошли в дом к Тянь Жувэню. Он отвел нас к их старому дому, где когда-то жил Дай Куй. Когда мы оказались во внутренней комнате, по моей просьбе, Тянь Жувэнь учил меня как практиковать цзибэньгун стиля Дай — «садящаяся на корточки обезьяна» (дун мао хоу). Ядро стиля Дай синьицюань — свой даньтянь гун и Шу-Чжань, эти два основных элемента пронизывают весь стиль.

Как практиковать Сидящую Обезьяну:

Встаньте ноги вместе, согните колени и осядьте вниз. В тоже самое время, руки опускаются вниз и соединяются над бедрами, ладонями наружу. Расслабьте грудь (диафрагму), погрузите ци, втяните анус, подожмите ягодицы и поддержите даньтянь, «пустая» грудь и «полный» живот заставят ци собраться в даньтянь, формируя положение сжатия, даньтянь примет форму шара. В тоже самое время надо убедиться, что подбородок естественно приподнимается, глаза смотрят прямо вперед.

Поднимаясь, руки обнимают область даньтяня. Левая рука внутри, правая наружи. В тоже время подбородок втягивается, в макушке головы должно быть подпирающее ощущение, как-будто сила выпрямляет тело, совершая путешествие из стоп к макушке головы, — это называют Чжань (расширение). Глаза продолжают смотреть прямо перед собой.

Шу-Чжань воплощает способ, которым используется тело в стиле Дай, читатели могут испытать его на себе. Другое уникальное требоване синьи стиля Дай — «переворот внутренних и внешних небес и земли» (nei wai tian di fan). «Внешние небеса и земля» относятся к голове: лоб — небо, подбородок — земля. «Внутренние небеса и земля» относятся к даньтянь: нижняя часть живота — земля, верхняя часть живота — небо.

Тянь Жувэнь
Главный вход в старый дом Тянь Жувэна (в котором жил Дай Куй в поздние годы)
Сжатие и расширение, вместе с «переворотом неба и земли»создают вращение и образование шара даньтяня. С другой стороны, соединяя сжатие-расширение и переворот — учаться рождать выброс усилия («звон цзин»).

Дыхание: совершая сжатие (Шу), вы делаете вдох, когда расширяетесь (Чжань) — выдох. Расширяясь на выдохе — не сдерживайте дыхание, когда в даньтяне накопится достаточное количество силы, — можно будет издать звук на расширении.

Тянь Жувэнь
Главная комната старого дома Тянь Жувэня (в котором жил Дай Куй в поздние годы)
4 кончика:

«4 кончика это: волосы — кончик крови, ногти — кончики сухожилий, зубы — кончики костей, язык — кончик тела. Нужно практиковать, будто волосы хотят встать, ногти хотят пронзить кость, зубы хотят схватить сухожилия, язык хочет разрушить зубы. Сердце встрепетнулось, а четыре кончика отозвались, четыре кончика вместе и нейцзир рождается, ци в даньтянь родилось, словно свирепый тигр, словно дракон, приводящий в трепет. Ци выходит как звук, звук сопровождается ударом руки. Как только одно приходит в движение — сто частей приходят в движение, с 4 кончиками пребывающими в согласии — внутреннее усилие не может не проявиться»

Этот текст, размещенный в интернет, разъясняет понятие «Важных требований для 4 кончиков». Заинтересованные могут сами попытать испытать это через даньтянь гун, я дальше не буду это обсуждать здесь.

Мое время обучения у Тянь Жувэня было коротким и промелькнуло в мгновение ока, и вот уже Тянь жувэнь и его ученики провожают меня. Я намереваюсь распространять традиционное у-шу и рекомендовать Тянь жувэня как народного учителя (то есть не связанного ни с какой официальной организацией или институтом) и я попросил у Тянь Жувэня сделать некоторые снимки для моих читателей.

Если у меня будет такая возможность в будущем, я постараюсь собрать больше материала и поделиться им с вами всеми, чтобы вы могли открыть для себя это пространство.
Песенные наставление, которые цитировались выше, являются формулами-речитативами, которые распространены в китайский боевых искусствах. Они часто отражают способность проникновения в суть природы и являются частью воинского искусства. Традиционно, они не записывались и передавались устно.

Перевод с китайского Джона Никлина (Jon Nicklin).

Тянь Жувэнь
Ученик Дай Куя Тянь Цзююань (он заботился о Дай Куе в его поздние годы)

Сы Ба в исполнении Тянь Жувэня