Паутина Синьицюань семьи Дай

Дайцзяцюань
Есть такая басня о том, что когда-то Учителя Дай Куй один из учеников спросил, что за стиль он изучает? Учитель Дай Куй посмотрел на потолок и показав на паука в центре паутины, ответил – стиль паука. Вероятно, этого разговора никогда и не было, но так ли лукавил Наставник, если предположить, что этот диалог — правда?

Но, сперва оставим в стороне ответ на этот вопрос и обозначим самые важные основы этого цюаньфа. Краеугольными камнями стиля являются два принципа: Чжун и Шу-Чжань . Чжун означает Срединность и включает все значения с этим связанные, такие как центры, цельность, равновесие, баланс и т.п. Шу – Чжань означает механизм действий, по сути это двигатель, дающий мощь и определяющий динамику, манеру движений. И это всё. Всё остальное — это проявления работы этих двух принципов: качеств. Традиционно в этом цюаньфа метод проявления, стабилизации, увеличения функциональности этих принципов – качеств называют Даньтяньгун.

Даньтяньгун является корнем, зерном, сутью всего цюаньфа. От корня растят и развивают, если нет корня — то растить нечего, поэтому уделяют много времени этой наработке. В семейных записках об этом написано: «Входные врата (начальные наработки) Дайцзяцюань являются очень строгими, в прежние времена Учителя первые два, три года требовал нарабатывать даньтяньгун (так же называемое Шэньфа), только после этого начинали преподавать кулачные методы.»

Однако, наличие качеств от даньтяньгун хотя и содержат потенциал для движений конечностями, но заставить их действовать эффективно они не могут, для этого необходимо научиться свободно и без потерь проводить мощь от корня к ветвям, используя простые движения. Поэтому немало времени уделяется тому, как шагать от корня, как в ногах совместить способность нести вес и свободно проводить мощь, как вывести мощь в руки, при этом сохранив принцип Чжун в его качестве объёмности, а не линейной передачи силы по вектору. Как сохранить принцип Шу-Чжань в его качестве чувствования пределов. В семейных записках об этом сказано: «Начиная от внутреннего стимулировать внешнее, посредством корня вести кончики.»

Логично предположить, что теперь настала пора изучать способы ударов и защит, маневра и уклонения, но это не так. Хотя некоторое знание в этих разделах уже присутствует, но назвать это умением сложно. На данном этапе развития большее значение придается качеству пульсирующего движения и способности на этом пульсирующем, волнообразном движении выполнить разные Положения – Ши. Это похоже на то, как на нить нанизывают разные бусины. В семейных записках об этом говорится: «Осознанное действие, дыхание тесно взаимосвязано с внутренней работой кулака.»

После такой подготовки тела, сознания, набора потенциала мощи, начинают изменять – Хуа основные потоки, что и является тем, о чем говорят, как о способах работы шага на четыре стороны, способах работы рук в пяти направлениях. Это подобно оплетению кругов вокруг основных силовых линий. На данном этапе мы получаем ответы на вопросы, «почему я могу уклониться шагом влево?», «увернуться шагом вправо?», «как в коротком движении руки реализовать потенциал корня?», «как трансформировать одно движение в другое?» и т.п. Семейные записки об этом говорят: «Усиливая осознание, иметь мягкость иметь твердость, позволять сознанию руководить действием».

В данном месте я хочу остановиться и сформулировать в краткой форме то, о чем писал выше. Структурно наш вид цюаньфа выстроен таким образом, что становится ясно, как и от чего рождается цельность тела и сознания, где рождается сила и мощь, как она задействует все тело, какие качества от этого проявляются. Пройдя таким путем наработки всегда понятно, почему я делаю то или иное движение именно так, почему я способен живо двигаться тем или иным шагом и почему у него такая форма. И это не потому, что я заучил правила или принципы, а только лишь в следствии того, что я слышу движение силы. Это подобно тому, как нанизывают кольца пирамидки на ось, где каждое кольцо связанно с осью и опирается на нижележащее, а нижележащее подпирает лежащие выше. Всегда есть прямая и обратная связь, всегда каждая наработка дает росток последующим, а ростки дают понимание потенциала предыдущей наработки. Такой методический подход позволяет проявить способность, о которой семейные записки говорят: «Цени Дух–Шэнь, а не Форму-Син, цени внутреннее-Ней, а не внешнее-Вай».

Теперь вернемся к началу. Методика стиля подобна тому, как рождается паучок, растет и приобретает способность тянуть паутину, сперва вытягивая основные линии, а потом оплетая их кругами. Когда форма паутины внешне может быть любой, но внутренне всегда связанна и цельна, когда размер паутины определяется количеством мощи паука. Тогда, сидящий в центре паук, всегда чувствует касание паутины в любом месте и может откликнутся на это касание, услышать — добыча попалась или просто ветер коснулся, и в случае если это добыча, оплести ее и обездвижить для последующего поглощения . Лукавил ли Учитель Дай Куй?