Интервью с мастером Хо Юн Ли

Хо Юн Ли

Хо: Я родился в Ци, провинция Шаньси, 27 мая 1953 года. Я начал заниматься боевыми искусствами с 8 лет, а когда мне исполнилось 12 лет — я пошел в ученики к учителю Дуань Сифу.

Вопрос: Насколько я знаю, в те времена в Ци были и другие практики Дайцзяцюань. Почему вы пошли в ученики именно к Дуань Сифу?

Хо: Основная причина была в том, что дом учителя Дуаня был всего в 500 метров от моего. Я также знал о том, что он был учеником великого мастера Дай Куя.

Вопрос: Должно быть, заниматься было трудно?

Хо: Да, заниматься было сложно. Уровень учителя был очень высоким. Я был тогда совсем еще юным, чтобы понимать все его объяснения и наставления, но я старался упорно трудиться. Мое тело тогда было очень слабым и болезненным, но я обладал большим упорством. Упорство и целеустремленность очень важны. Человек, одаренный такими качествами, часто превосходит со временем более сильных, но ленивых учеников.

Вопрос: Вам доводилось быть свидетелем проявления необычных способностей вашего учителя?

Хо: Я сам не видел, но рассказывали, что он мог сидя на коврике, с помощью фацзинь перелетать на другой коврик. Сила даньтянь учителя была потрясающей.

Вопрос: Учитель был строг с учениками? Чему он учил вас?

Хо: Он бывал и строг и мягок. Он учил нас и практике и теории.

Вопрос: Как жил учитель Дуань Сифу?

Хо: В те времена у учителя Дуаня был свой магазинчик, так что он мог не беспокоиться о средствах к существованию. После того, как он вернулся из Батоу, настали времена Культурной революции, и все состоятельные люди стали объектом критики и нападок. Этот же период как раз пришелся на годы моего увлечения боевыми искусствами, я тренировался как фанатичный. С окончанием Культурной революции, несправедливое отношение к моему отцу и моему учителю закончилось. В процессе практики боевыми искусствами, я понял, что быть искренним и честным человеком гораздо важнее стремлений к каким-то выгодам. Иметь большое сердце очень трудно, но эта цель стоит того. Когда я только начинал заниматься, будучи еще маленьким мальчиком, я хотел стать сильным, чтобы отомстить своим обидчикам. С годами я стал стремиться к тому, чтобы сделать свое сердце шире.

В наши дни люди живут в Цисянь не очень богато. Из тех моих братьев и сестер по школе, что начинали заниматься Дай тогда вместе со мной, — до сих пор занимаются очень и очень немногие. Люди больше думают о том, как заработать на жизнь. Сегодня я также занимаю пост директора совета Ассоциации кулачного искусства синьи провинции Шаньси (山西省形意拳协会戴氏心意拳).

Вопрос: Говорят, что в прошлом искусство Дайцзяцюань держалось в глубокой тайне?

Хо: Хотя, такая секретность и была в прошлом, но это сыграло с моим искусством и злую шутку. Многие техники не могли развиваться и проверяться на деле, многие просто утрачивались.

Например, говорят что в прошлом, было 9 форм ударов, в каждый класс входили удары 9 частями тела (плечо, локоть, запястье, стопа, колено, бедро, даньтянь, грудная клетка, голова), их взаимо изменения, — в общей сложности, — 9х9 — 81 удар. Но со временем, многие из них были утрачены. Так сегодня я знаю и отрабатываю 5 плеч и 7 пушек, хотя по идее, — изначально было 9 плеч и 9 пушек.

Я считаю, что кулачное искусство должно быть гибким и соответствующим требованиям настоящего времени. И я пытаюсь сделать мой стиль таким, веду и свои собственные исследования и делаю собственные наработки.

Вопрос: Расскажите, откуда берется ваша сила?

Хо: Сила удара рождается в даньтянь. Сила, рождаемая даньтянь очень велика, но не все могут овладеть этим видом усилия. Сила выстреливает из даньтянь и наполняет собой все тело, наполняет скоростью и мощью удар.

Вопрос: Как можно достичь такого превосходного боевого умения?

Хо: Достичь настоящего мастерства в боевых искусствах очень трудно, но достижимо, при постоянных усилиях и упорстве.

Вопрос: А кроме постоянных усилий и упорства, есть ли еще какие-то секреты?

Хо: Конечно, есть. Например, вы можете упорно ломать кирпичи каждый день. Но вы просто останетесь человеком, который хорошо ломает кирпичи. Если мастер не научит вас сокровенной сути искусства, вы не сможете им овладеть.

Вопрос: Этой истине научил вас ваш учитель, или вы сами дошли до понимания этого?

Ответ: Этому учил меня мой учитель, плюс опыт и понимание, пришедшие после многих лет практики, плюс опыт, полученный от общения с другими практиками. Я считаю, что есть несколько этапов постижения мастерства в боевом искусстве, через которые нужно последовательно пройти. Например, школьники просто не могут понять многое, что кажется простым студентам.

Вопрос: Речь идет о качественных изменениях в технике?

Хо: Нет, не только. На начальном этапе обучения требуется различать основные позиции, усилия, соблюдать базовые требования. Потом нужно научиться применять все их на практике: реализовывать в перемещениях, проявлять сгенерированное усилие в действиях, в сложно скоординированных движениях. Это также, как учиться писать или рисовать.

Рассмотрим для примера удар: сила, рожденная в даньтянь, должна пронизывать все тело, от кончиков до кончиков. Пронизывать в мгновенной единой вспышке. Но чтобы достичь этого, сначала нужно освоить форму. Это этап жесткости, тяжелой и медленной работы, когда нужно соблюдать в движении целый ряд требований. Но после этого этапа приходит этап легкой и свободной работы. Легкость, текучесть и непрерывность наполняют шаги и движения, — тогда становится возможным проявлять взрывное усилие. В момент удара — кулак и все тело становятся одним.

Вопрос: Дайцзяцюань имеет основу в Синь и И, и отличается очень строгими требованиями к выполнению движений. Не могли бы вы что-то рассказать об этом?

Хо: Когда вы сталкиваетесь с неожиданным событием, опасностью, — вы должны реагировать стремительно и спонтанно. Это возможно, если ваш ум спокоен и расслаблен. Это внутренняя спонтанная реакция на опасность, подобно рефлексу. Синь мгновенно откликается, И — проводит ответ.

Вопрос: Есть ли разница между синьицюань и синьилюхэцюань?

Хо: Принципиальной разницы нет. В Цисянь мы раньше называли его «люхэ синьицюань». По мере развития стиля, чтобы легче различать, стиль стали называть Дайцзя синьицюань.

Вопрос: А что значит здесь Синь (Сердце)?

Хо: Под «Синь» правильнее понимать наше сознание. «Шэнь» («Дух») непосредственно связан с гибким , подвижным сознанием и осознаванием действительности. Например, хусин цюань (кулак формы тигра), наполняется мощью, если ему соответствует шэнь тигра, рождающийся в сознании при его исполнении. Каждая кулачная форма должна быть наполнена нашим шэнь. Это очень важно. Поэтому, совершенствоваться в моем кулаке очень не просто.

Вопрос: Что именно является более сложным?

Хо: Ваше тело и практикуемая форма должны быть согласованы. Это требует индивидуального обучения учителем. Постановка отдельно взятой формы занимает от полугода до года. А потом, должны объединиться отрабатываемая форма и сознание.

Вопрос: Правильная проработка тела — это основа для рождения взрывного усилия?

Хо: Да. Освоение основных принципов работы тела — залог успеха в будущем. В дальнейшем, эта база будет работать в не зависимости от того, какие формы кулака вы будете изучать. Но если правильного и прочного фундамента нет — вы не сможете проявить настоящую силу.

Вопрос: Фали и фацзинь — это одного и тоже? И если нет, то в чем разница между ними?

Хо: Это разные вещи. Обычная сила (ли) может быть протяженной, действовать в течение длительного времени. Взрывное усилие (фацзинь) — сила момента. Фацзинь подобен вспыхнувшему пороху — он моментально взрывается одной вспышкой.

Вопрос: Какие есть особенно у ударов, наносимых в Дайцзяцюань?

Хо: Наши удары могут даже не оставлять каких-то следов на теле противника, но они проникают внутрь, повреждая внутренние органы и кровеносную систему.

Вопрос: Как же образуется эта удивительная проникающая сила?

Хо: Сила, рождаемая в корне огромна. При разворачивании она наполняет все тело и разрушительно вспыхивает в точке контакта с противником, подобно огню, мгновенно распространяясь по всему его телу.

Вопрос: Освоение ударов в Дайцзяцюань начинают с Усинцюань?

Хо: Основой является Дунхоуши. В этом методе собирается и прорабатывается все тело, закладывается основа для вывода силы. Затем, осваивают буфа (методы шага). А потом последовательно изучают Усинцюань и заложенные в нем усилия.