Первая встреча со стилем Дай синьицюань (Тянь Жувэнь)
Кратко о шифу Тянь Жувэне: Тянь Жувэню 71 год, рост 1 метр 60 см, скорее худощавого телосложения, и настолько обычный, что вам никогда бы не пришло в голову, что он мастер боевых искусств. В тот момент, когда вы вступаете с ним в контакт, — вы понимаете, что он не обычный старый человек, когда он продемонстрировал усилие, которое проводит ци из даньтяня, — я ничего не мог с ним сделать. Дай Куй провел свои позднии годы в доме Тянь Цзююаня (Tian Jiuyuan)(отца Тяня Жувэня), Дай Куй и Тянь Жувэнь спали на одном канге (нагретая кровать, распространенная в северном Китае), и Тянь Жувэнь получил от Дай Куя истинную передачу даньтянь гуна. Тянь Жувэнь практиковал синьицюань каждый день в течении многих десятилетий. Сила, приобретенная за эти годы, способна отбросить человека в полет, стоит только соприкоснуться с ним руками. Его даньтянь гун и усилие сжатия-расширения более чем убедили меня. Хотя я посетил многих учителей боевых искусств, я никогда не видел раньше такой работы даньтяня.
Первое знакомство с даньтяньгун и усилием Шу-Чжань Дайцзяцюань.
Тянь Жувэнь показал усилие Чжань (расширение), лишив меня опоры и бросив на кровать. Тогда я попробовал еще несколько раз, пытаясь укорениться, но каждый ракз результат был тот же самый. Его выпуск усилия даньтянь походил на то, словно ты отброшен вращающимся шаром, я никогда раньше не видел никого похожего на него. Впоследствии, Тянь Жувень подробно объяснил вращение даньтянь, сжимаясь и расширяясь, и даже позволил мне положить руку на тело и почувствовать это движение.
В прошлом, очень немногие мастера позволяли своим ученикам, не говоря уже о посторонних людях, дать почувствовать измения в их теле в момент выпуска усилия (фацзинь). Я чувствовал себя счастливчиком, что смог испытать удивительный выпуск усилия даньтянь стиля Дай синьи, благодаря открытости Тянь Жувэня.
Это было тем более замечательным, учитывая разницу в размерах между мной и Тянь Жувэнем (мой рост 1м 80 см, вешу 100 кг и практиковал синъицюань много лет).
Нюансы раздичий между 5 элементами стиля Дай и 5 элементами синъицюань
— Пицюань похож на топор и связывается с Металлом, но это не топор, его движение подобно тому, как подбирать и нести поднос
— Цзюаньцюань подобен уклонению и ассоциируется с Водой, но это не уклонение. Его усилие подобно разрушению горы
— Бенцюань похож на стрелу, и связывается с Деревом, но это не стрела, его усилие похоже на лодку на гребне волн
— Паоцюань похож на пушку и связан с Огнем, но это не пушка, его усилие похоже на то, как волны ударяют в берега реки
— Хенцюань похож на пулю и связан с Землей (Почвой), но это не пуля, его усилие похоже на плуг, рассекающий почву
Той ночью я спал в доме ученика Тянь Жувэня Гэнгзи (Gangzi)(прозвище). После того, как я проводил всех посетителей, мы вместе с Гэнгзи, Донгом и Боуэном проговорили о наших боевых искусствах до полуночи. Эти три брата кунфу увлечены синьицюань стиля Дай, они одинаково глубоко проникают в суть синьи, проверяют выпуск силы друг на друге, я им завидовал. В их представлении, стиль Дай синьи является не только стилем боя, но и искусством. Во время наших обсуждений, Боуэн убеждал меня использовать возможность изучить стиль Дай. На следующий день я решил распросить Тянь Жувэня о методах обучения в стиле Дай.
На следующее утро Гангзи уехал от нас преподавать боевые искусства, и Донг и я пошли в дом к Тянь Жувэню. Он отвел нас к их старому дому, где когда-то жил Дай Куй. Когда мы оказались во внутренней комнате, по моей просьбе, Тянь Жувэнь учил меня как практиковать цзибэньгун стиля Дай — «садящаяся на корточки обезьяна» (дун мао хоу). Ядро стиля Дай синьицюань — свой даньтянь гун и Шу-Чжань, эти два основных элемента пронизывают весь стиль.
Как практиковать Сидящую Обезьяну:
Поднимаясь, руки обнимают область даньтяня. Левая рука внутри, правая наружи. В тоже время подбородок втягивается, в макушке головы должно быть подпирающее ощущение, как-будто сила выпрямляет тело, совершая путешествие из стоп к макушке головы, — это называют Чжань (расширение). Глаза продолжают смотреть прямо перед собой.
Шу-Чжань воплощает способ, которым используется тело в стиле Дай, читатели могут испытать его на себе. Другое уникальное требоване синьи стиля Дай — «переворот внутренних и внешних небес и земли» (nei wai tian di fan). «Внешние небеса и земля» относятся к голове: лоб — небо, подбородок — земля. «Внутренние небеса и земля» относятся к даньтянь: нижняя часть живота — земля, верхняя часть живота — небо.
Дыхание: совершая сжатие (Шу), вы делаете вдох, когда расширяетесь (Чжань) — выдох. Расширяясь на выдохе — не сдерживайте дыхание, когда в даньтяне накопится достаточное количество силы, — можно будет издать звук на расширении.
«4 кончика это: волосы — кончик крови, ногти — кончики сухожилий, зубы — кончики костей, язык — кончик тела. Нужно практиковать, будто волосы хотят встать, ногти хотят пронзить кость, зубы хотят схватить сухожилия, язык хочет разрушить зубы. Сердце встрепетнулось, а четыре кончика отозвались, четыре кончика вместе и нейцзир рождается, ци в даньтянь родилось, словно свирепый тигр, словно дракон, приводящий в трепет. Ци выходит как звук, звук сопровождается ударом руки. Как только одно приходит в движение — сто частей приходят в движение, с 4 кончиками пребывающими в согласии — внутреннее усилие не может не проявиться»
Этот текст, размещенный в интернет, разъясняет понятие «Важных требований для 4 кончиков». Заинтересованные могут сами попытать испытать это через даньтянь гун, я дальше не буду это обсуждать здесь.
Мое время обучения у Тянь Жувэня было коротким и промелькнуло в мгновение ока, и вот уже Тянь жувэнь и его ученики провожают меня. Я намереваюсь распространять традиционное у-шу и рекомендовать Тянь жувэня как народного учителя (то есть не связанного ни с какой официальной организацией или институтом) и я попросил у Тянь Жувэня сделать некоторые снимки для моих читателей.
Перевод с китайского Джона Никлина (Jon Nicklin).
Сы Ба в исполнении Тянь Жувэня