Дай Хунсюнь и синьицюань семьи Дай

Дай Хунсюнь имел навыки и обладал пониманием особенностей Синьицюань.
Дай Хунсюнь был из семьи, многие поколения занимавшейся торговлей. Жил в городе Цисянь, провинции Шаньси. Позже переселился в деревню Саньхэ уезда Ци. Родился в 1872 году, умер в 1945 году, прожив 73 года. За пятьдесят лет преподавания кулака прошел через трудности и невзгоды. Сыграл важную роль в развитии и распространении Синьицюань семьи Дай.

Господин Дай с малых лет полюбил воинские искусства. Умный, любознательный, способный в понимании, с детства дружил с младшим двоюродным братом Дай Куем. Поклонившись своему дяде (младшему брату отца) Дай Ляндуну (отцу Дай Куя) как ученик, вместе (с Дай Куй) изучал искусство (кулака), вместе в школе изучал грамоту (Вэнь). Браться семьи Дай с малых лет шли правильным, уникальным путем, очень рано поняв основы Воинского искусства. В прошлом это был наиболее оптимальным способом обучения, два человека сходного возраста, Хунсюнь родился в год Собаки, Дай Куй в год Свиньи, они получили образование, получили истинную передачу, прилежно выполняли наработки, регулярно скрещивали руки (цаошоу), имели теорию и практику, избегали пустой болтовни. К тому же Дай Ляндун вкладывал сердце, надеясь что сын станет талантом, поэтому обучал очень строго (плотно). Строгий Учитель взращивает достойных учеников, двум людям с малых лет закладывая хороший фундамент, сущность гражданского и воинского искусства, поэтому два человека, встретившись с внешним миром боевых искусств, не потеряли мастерство. Гунфу Дай Хунсюня, Искусность Дай Куя, их можно назвать двумя героями семьи Дай.

Упомянутый Дай Ляндун был широко известен в уезде Ци, в детстве поклонился родственнику Дай Эрлю как наставнику в изучении искусства, получив от него полную передачу. Дай Эрлю, второй сын шицзу Дай Лунбана, который вместе с отцом создали Синьицюань семьи Дай, широко известная личность, которого император Даогуан называл «Первым героем Поднебесной». Дай Ляндун изначально имел высокий уровень в гражданских искусствах, получил полную передачу искусства кулака, в последствии собрал свое понимание воинского искусства в свиток, под названием «Дай Ляндун цюаньпу» широко известный в уезде Ци. Дай Ляндун это пример созревания и развития Синьицюань семьи Дай своей эпохи. Его понимание принципов, практическое применение, все достигло высокого уровня. Так же это пример передачи Синьицюань семьи Дай от прежнего поколения к будущему поколению. Для Дай Хунсюня, Дай Куя это была счастливая возможность (удача), возможность полной преемственности. Поэтому Синьицюань семьи Дай не был утрачен для последующих поколений, через них получив преемственность и передачу сущности этого кулака.

Дай Хунсюнь в Синьицюань семьи Дай имел особые навыки и понимание. (Он) считал, что сущность Синьицюань семьи Дай заключена в совершенствование гунфу. В особенности это касается совершенствования и закалки через Дунхоухоу (садящаяся на корточки обезьяна), являющейся наработкой, практикуемой от начала и до конца (всю жизнь), внутри содержащей сокровенную глубину, через наработку которой получают понимание, через понимание добиваться успеха в наработке, через тяжелую работу постигая ее таинство. (Эта наработка) сердцевина системы методов Синьицюань семьи Дай. Без совершенствования в Дунхоухоу трудно понять содержание принципов кулачного канона семьи Дай. А понимание принципов поднимают уровень наработки кулака через метод Дунхоухоу. Без Дунхоухоу не достигнуть понимания сути техники кулака семьи Дай. В общем, наработка Дунхоухоу является сутью понимания и овладения Синьицюань семьи Дай.
Этот метод выплавляет метод работы тела (шэньфа). То, что называется Шэньфа, имеет отношение к способу передачи телом внутренней силы. Это метод выплавления даньтянь, а даньтянь является в теле источником и центром внутреннего усилия, является разгадкой действия механизма ци в подьемах и спадах, раскрытиях и соединениях, собирании и рассеивании. Этот метод наработки соединен в одной форме, являющейся хорошим методом выплавления Хуньюань ици (единой ци изначального хаоса). Одним словом Дунхоухоу является чудесным методом выплавления даньтянь.

Дай Хунсюнь развивая основы создал такие методы как Чиданьтянь (持丹田 ) и Шуданьтянь (束丹田 ), значительно расширяющие границы совершенствования и закалки в наработке даньтянь. Поэтому его ученики в полной мере понимали и проявили суть наработки даньтянь, например наставник Чэн из деревни Ван мог из положения сидя одним «выстрелом» даньтянь взлететь на печную плиту. Господин Дай так же передавал еще один вид наработки, называемый «наработка тигриных когтей», являющийся способом тренировки работы шеньфа даньтянь, выполняемую параллельно земле, этот вид гунфу играл роль в совершенствовании качеств и способностей тела, способных дать человеку необычную мощь в отражении нападения или атаке, (но) некоторые люди способны только хорошо тренироваться стоя, но не могут хорошо делать Дунданьтянь и тем более (выполнять в нем) ползающую работу (поэтому этот вид гунфу им недоступен). Когда этот вид наработки дает результат, обе руки словно острые когти тигра пробивают внутренности противника. Сражаясь с врагом разрубают (Чжань) и рассекают (Цзе) и нет ничего, что может сопротивляться. Даже если отказаться от обеих рук используя только шеньфа, все одно можно отбросить человека. Он является своеобразным методом воинской наработки. Так что определенно можно сказать: «Традиционно передаваемые методы кулака искусны, так же искусны традиционно передаваемые методы наработки. Самое главное, что бы традиционно передаваемые методы кулака опирались на традиционно передаваемые методы наработки».

Есть люди, что передают кулачные методы, но не передают методы наработки, что приводит к тому, что кулачные методы не имеют кулака, тогда говорят что обучили кулачным методам не передав наработки. Кулачные методы и методы наработки взаимно дополняют друг друга, это и есть суть традиционно передаваемого воинского искусства. Воинское и Искусство необходимо соединить в одно, нельзя разделять одно и другое, они две стороны одной монеты, одно целое, способность, являющаяся одним целым. Поэтому в Цюаньпу говорится: «Три шага переплетения корней разве беспричинны, согласовывая (их), ясно различаешь Небо, Землю, Человека, если (желаешь) эту мощь поднять взрастив, сперва выплави Чистый Дух от наполненной основы.»

Синьицюань семьи Дай идет этим путем совершенствования плавки. Через работу по совершенствованию и закалке даньтянь, поднимаются на следующий уровень, тем самым поднимая уровень техники на следующий уровень, поэтому в Цюаньпу сказанно: «Вбивание – Подпирание жестоко, лук как сокрушающая пружина, поперечная сила прямо расширяется, тигр бросается на овцу. Если желаешь обрести внутри Живое таинство, тогда необходимо перевернуть Внутреннее – Внешнее Небо и Землю.» Не обладая гунфу Дунданьтянь, как можно сердцем и телом понять этот уровень кулачного искусства? А то и вообще считать это глупостью.

Синьицюань семьи Дай в полной мере уделяет пристальное внимание совершенствованию наработки методов плеч (Банфа), в цюаньпу сказано: «Плечи ударяют одним Инь, противодействуют одним Ян, обе руки сохраняют в пещере — центр пряча, слева и справа все опирается на прикрывающее положение (Ши), Шу-Чжань два знака одну жизнь губят.» Это воспринимают как разговор о ударах, Синьицюань семьи Дай называет это методы плеч. Этот метод является в Синьицюань семьи Дай спецификой совершенствования наработки шеньфа, порождающей метод ударов противника плечами. Господин Дай кроме кулачных методов так же и в отношении метода плеч обладал глубоким пониманием и навыком наработки. К тому же соединял с взаимодействием локтями и кистями, это взаимодействие он называл: Одна лошадь – три стрелы, а именно, что плечи, локти, кисти приводятся в действие шеньфа одновременно, в одно мгновение выпуская силу, усиливая поражение цели. Господин Дай после изучения множества методов плеч создал один метод наработки, назвав его Чиданьтянь, являющийся в методе базовой наработке Дунданьтянь одним из методов наработки, не только имеющий целью увеличение мощи даньтянь для поединка, но и имеющий значение для вскармливания жизненности (яншэн), являющийся своеобразным методом даньтянь для наработки расширения и вкладывания (силы). Поэтому его дицзы, наставник Дуань Сянь, обладал мастерством в применении методов плеч. Когда то он применил Полобан при защите от японцев, а затем используя Хучжаогун взобрался по городской стене и скрылся бесследно, это известная история в округе Ци. Использование метода плеч, опирающиеся на большое накапливание, является сильной стороной Синьицюань семьи Дай. Фундаментом гунфу (банфа) являются Дунданьтянь и созданный господином Чиданьтянь. Поэтом в песнях говорится: «Даньтянь обладает постоянной силой, Синь свободно, тело в покое, Ци свободно течет.»

Кроме того, что Господин Дай в совершенстве владел методами наработки, так же в совершенстве он овладел оружием. Особенно ему нравились методы работы с палкой и методы работы с колючкой (Эмейсы или Ецзяньсы). Ныне здравствующая дочь (Дай Хунсюна), шигу (тетя наставница) Дай Гуйлянь рассказывала: «Мой отец в возрасте за 70 лет, тренируясь с палкой, уходил и возвращался словно тигры рождали ветер. Другой его ученик, когда брал в руки палку, окружающие люди не могли к нему приблизиться. Но больше всего отец любил Ецзяньсы, это оружие длиной чуть более чи (33 см), сочетающий в себе дао, цян, цзянь, гунь, применяется подвижно — быстро, удобен в ношении и лазании, исключительно соответствует шеньфа, буфа Синьицюань семьи Дай, удачное оружие для практикующих Синьи». Господин Дай постоянно носил с собой «колючку». У него было много учеников, наиболее известны Фань Шэн, Ю Эр, Кун Фаньсинь, наставник Чэн из деревни Ван. Но самым лучшим в воинском искусстве был его ученик Дуань Сянь из деревни Сигуань, в Цисянь есть история, как он трижды избил японского офицера.

По материала группы «Дайцзя синьицюань»